30.05.2011г.
Саморегулирование в строительствеРоссия в настоящее время находится в состоянии посткризисного шока, но преобразование и реформы продолжают настойчиво менять привычные устои. Многолетняя практика и несовершенство законодательной базы в условиях российской действительности показывает, что далеко не все преобразования несут в себе положительную динамику в реформируемых отраслях.
Так российские строительные организации уже в четвертый раз переживают попытку государства отменить лицензирование строительной деятельности, по всей видимости, она должна быть окончательной. Ожидаемая стабильность в данном вопросе подтверждается введением в действие нового Градостроительного Кодекса Российской федерации в январе 2010 года, который устанавливает новую схему осуществления деятельности в сфере строительства - это вступление в членство саморегулируемых организаций в строительстве (СРО). Вступление в СРО - обязательное требование.
Казалось, что отмена обязательного лицензирование деятельности в строительной сфере даст дополнительные возможности субъектам малого предпринимательства, ведь требование лицензионных органов были достаточно жёсткие. Здесь смущали не только размеры государственных пошлин, но и сроки выдачи лицензии и сложности бюрократической системы в целом. Но, к сожалению, нововведение не слишком облегчило жизнь представителей строительного бизнеса. Вступить в СРО строителей не стало проще.
В процессе обращения субъектов предпринимательства строительного комплекса на прямую в СРО, столкнулись с большим количеством проблем, как например завышенные требования к новым членам, в том числе по взносам вступительным и членским, так же взносам на страхование и прочее. Завышение требований СРО отразилось не только на материальной составляющей, но и на жёстких требованиях к квалификации персонала будущих членов организации. Что в свою очередь привело к дополнительным расходам, связанным с завышенными взносами в компенсационные фонды, все это при изначально объявленном низком уровне требований к новым членам при вступить в СРО. К примеру всупительный и членские взносы на законодательном уровне установлены равными нулю рублей.
Институт саморегулирования в строительстве, по большому счету, это новая схема государственного регулирования в отрасли, что в теории должно качественно повысить уровень оказываемых услуг субъектами предпринимательства. При всей сложности внедрения новой схемы ее принципиальный вклад в процесс совершенствования в отрасти очевиден. Но система не так проста на первый взгляд, казалось бы, вариабельность схемы ее обязательная и добровольная основа, все же сводиться к навязыванию необходимости вступление в СРО. Законодательство не оставляет выбора, ужесточению подверглись и факты нарушения сроков ранее полученных лицензий, теперь за осуществление строительной деятельности с просроченной лицензией ответственность грозит вплоть до уголовной. А договоры заключенные строительными компаниями без наличия специального допуска к работам признаются не действительными и грозят приостановлением деятельности обоих сторон договора с конфискацией средств по контракту в пользу государства.
Государство вынуждает строителей принять новые меры, это очевидный факт. И чтобы вступить в СРО строителей, строительной компании придется потратить достаточное количество времени, средств и нервов. В этой связи многие компании считают государственные меры неприемлемыми и старательно игнорируют необходимость вступить в СРО. Что может повлечь за собой серьезные последствия, ведь процесс перехода на новую схему саморегулирования в строительной отрасли находится под пристальнейшим вниманием государственных органов. Новая система, возможно, еще не до конца себя проявила, и государство будет дорабатывать законодательство в данном направлении.